"Panthella" от Вернера Пантона (Verner Panton)
Вернер Пантон (Verner Panton) разработал лампу Panthella в 1971 году, используя современные материалы, такие как акрил и хром. Эта лампа стала одной из икон 70-х годов, отражая характерную для той эпохи изогнутую и порой футуристическую эстетику. Panthella представляет собой гармоничную форму, напоминающую полусферу, установленную на основании в виде трубы. Это позволяет свету плавно скользить по ее поверхности, создавая мягкий и уютный световой фон. Лампочка скрыта от глаз, а корпус лампы становится источником света. Классическая версия Panthella выполнена в белом цвете, что усиливает ее яркость и придает особенно чистый и элегантный вид. Она по-прежнему остается одним из самых любимых дизайнов Пантона, и сегодня можно встретить множество ее вариаций — от напольных ламп до портативных аккумуляторных моделей в современных интерьерах.
Настольная лампа "Anglepoise" от Джорджа Карвардина (George Carwardine)
Лампа Anglepoise, безусловно, является одной из самых узнаваемых моделей освещения на рынке. Модель Original 1227 была разработана британским инженером по автомобильной подвеске Джорджем Карвардином в 1935 году с целью создания настольной лампы, которая была бы высоко регулируемой и функциональной. Он разработал технологию постоянного натяжения пружины, чтобы стабилизировать свет в любом положении, необходимом пользователю. Anglepoise идеально подходит для работы в британские вечера, когда зимние дни становятся короткими, а дел еще много. В конечном итоге Карвардин создал продукт, который так хорошо выполняет свои функциональные задачи, что стал визуальным символом хорошего дизайна, выполненного с простотой и тактом. Чтобы подчеркнуть механическую изобретательность лампы и воплотить в себе нечто современное, Anglepoise изначально была покрыта хромом, что придает ей блеск современности.
"PH 5 Pendant" от Пола Хеннингсена (Poul Henningsen)
Подвесная лампа PH 5, созданная Полом Хеннингсеном в 1958 году, стала поистине завораживающим дизайном. Она отражает технологический прогресс середины века, который начал трансформировать образ жизни людей. Хеннингсен разработал PH 5 в ответ на практическую проблему постоянно меняющихся лампочек. Он создал подвесное освещение, совместимое с любым источником света, что обеспечивало его актуальность в условиях быстрого развития технологий. Многоуровневая конструкция абажуров создает мягкое, безбликовое свечение, создающее атмосферу в современных столовых. Изначально подвеска была оснащена синими и красными абажурами, чтобы оптимизировать цветовой спектр света, который она излучала. Сегодня PH 5 доступна в бесчисленных цветовых комбинациях, так как технологии лампочек улучшились, позволяя воспроизводить более приятный и естественный свет. Тем не менее, в то время подход Хеннингсена к дизайну, который органично сочетал современные технологии, продемонстрировал истинное изобретательство, создавая при этом красивый образец иконного освещения.
Лампа WA24, или «Лампа Баухауса» ("The Bauhaus Lamp") от Вильгельма Вагенфельда (Wilhelm Wagenfeld)
Настольная лампа Wagenfeld 24 обычно известна просто как «лампа Баухаус». Она стала символом тех световых решений, которые вышли из мастерской Баухауса в Веймаре. В 1924 году 24-летний Вильгельм Вагенфельд разработал эту лампу в ответ на задание своего преподавателя Ласло Мохой-Надя. В соответствии с миссией Баухауса по демократизации хорошего дизайна, лампа была задумана для будущего промышленного производства. Однако, на самом деле, она изготавливается вручную и по сей день. Лампа выполнена из никеля и стекла, что придает ей полированный, современный вид. Сегодня она продолжается производиться по оригинальным спецификациям, с использованием тех же традиционных материалов, которые сохраняют свою свежесть даже в современных интерьерах.
Световые скульптуры "Akari" от Исаму Ногучи (Isamu Noguchi)
Световые скульптуры Akari американско-японского дизайнера Исаму Ногучи стали настоящими иконами современного дизайна. В отличие от многих других творений, появившихся в эпоху модернизма, они не полагаются на новые и инновационные материалы или механизмы. Вместо этого Ногучи обратился к традиционным техникам и материалам Японии, выбрав артельный, ручной подход. Первую версию он разработал в 1951 году, используя гибкие, но прочные бамбуковые прутья для создания каркаса. Затем японская бумага васи тщательно накладывается панель за панелью, пока не образует замкнутое пространство. В результате получается прекрасно оформленный абажур, который полностью раскладывается, добавляя элемент практичности. Целью было создать формы, которые воплощают понятие «акари», японский термин для обозначения света, яркости и легкости. В итоге Ногучи создал более 100 версий, которые приняли различные формы, размеры и графические узоры. Они по-прежнему изготавливаются вручную в той же мастерской, где началась их история, продолжая японские традиции и техники в современном исполнении.
Настенный светильник "Applique à Volet Pivotant" от Шарлотты Перриан (Charlotte Perriand)
Шарлотта Перрианд была очарована жестами людей. Она сама запомнилась как особенно выразительная личность с жизнерадостностью, которая отражается во многом из её творчества. В 1962 году она разработала настенный светильник Applique à Volet Pivotant, который излучает каскад возвышающихся цветов в сочетании с классически чистым шлифованным алюминием. Сам светильник регулируемый: он наклоняется и поворачивается, как приподнятая рука, позволяя создавать как мягкое заполняющее освещение, так и направленный свет с высокой точностью. Эта многофункциональность отражает концепцию дизайна Перрианд как функционального средства, поддерживающего повседневные ритмы жизни.
Лампа "Lampampe" от Инго Маурера (Ingo Maurer)
Дизайнер из Мюнхена Инго Маурер создал лампу Lampampe в 1980 году, выбрав скромную бумагу в качестве основного материала. Он использовал специальную японскую бумагу, натянув её на простую металлическую раму, что позволило создать традиционный абажур, который балансирует на нарочито смятых бумажных основаниях. Маурер часто использовал бумагу в своих дизайнах, вдохновляясь её четкостью и изменчивостью. Лампочка освещает полупрозрачную бумагу, выявляя легкую текстуру, что придает лампе особый характер. Конечный результат полностью светящийся и абсолютно без бликов, обладая выразительной скульптурной качеством, которое продолжает вызывать восхищение и сегодня.
Напольная лампа "Arco" от Акилле и Пьера Джакомо Кастильони
Настольная лампа Arco была разработана братьями Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1962 году. Она стала первой в своем роде, освещая труднодоступные места ненавязчивым образом. Лампа опирается на блок белого мрамора каррара, который обеспечивает стабильную основу с достаточным весом для компенсации подвесного светильника, который крепится к длинной изогнутой руке. Рука выполнена из нержавеющей стали, а сам подвесной светильник изготовлен из полированного алюминия. Рука телескопическая, что позволяет пользователям регулировать положение света по мере необходимости. Это выраженный драматический дизайн, который продолжает вызывать восхищение (и, в свою очередь, подражание) благодаря своим масштабам и элегантной простоте.
"Pipistrello" от Гаэ Ауленти (Gae Aulenti)
Лампа Pipistrello — это творение итальянского дизайнера Гаэ Ауленти. Она была запущена в производство в 1965 году, и на тот момент её футуристическая форма казалась фантастически новаторской для глаз середины века. Это довольно инновационный дизайн как по форме, так и по материалам: телескопическая ножка из нержавеющей стали, изначально лакированная в белый или каштановый цвет. Абажур выполнен из метакрилата и имеет куполообразную форму, что и дало лампе её название — итальянское слово «pipistrello» означает «летучая мышь». Слегка выпуклая форма секций абажура напоминает крылья летучей мыши, ловящей и обнимающей воздух. В результате получился любимый дизайн, который прекрасно сочетает функциональность и визуальную выразительность.
"Saucer" от Джорджа Нельсона (George Nelson)
Лампа Saucer, также известная как лампа Nelson Bubble, была разработана американцем Джорджем Нельсоном в 1947 году. Нельсон был очарован растянутыми шелковыми подвесками, которые разрабатывались в Швеции в то время. Он хотел одну для своего архитектурного студии, но они были слишком дорогими. Затем он увидел фотографию парусников, которые обрабатывались смолистым лаком, напоминающим паутину, для герметизации корпусов. Он нашел свое решение, отыскав поставщика этого спрея и приступив к работе. Внутри находится металлический каркас, который сохраняет свою форму под натяжением, минимизируя необходимость в инструментах и полностью исключая сварку. Это позволило производить лампу массово по приемлемой цене, делая её особенно доступной в момент своего появления. Каркас затем покрывается военным спреем, после чего оборачивается пластиковым покрытием. Пластик тонкий, что максимизирует свет и создает успокаивающий мягкий свет. Это прекрасный пример классического дизайна середины века, ставший доступным для всех.
Продолжение следует
В заключение, дизайн светильников 20 века стал настоящим искусством, отражающим стремление к инновациям, функциональности и эстетике. Каждое произведение, от лаконичных форм до сложных конструкций, рассказывает свою уникальную историю и вносит вклад в общее восприятие пространства и света. Мы лишь коснулись поверхности этого увлекательного мира, и впереди нас ждут новые открытия и вдохновляющие примеры. В следующих статьях мы продолжим исследовать эволюцию дизайна освещения, углубляясь в работы выдающихся мастеров и их влияние на современность. Оставайтесь с нами, чтобы вместе открыть ещё больше удивительных аспектов дизайна светильников!
А пока, я жду Вас у себя в магазине.